Edumarket (jobsmarket_ru) wrote in lit_otchet,
Edumarket
jobsmarket_ru
lit_otchet

Интернет как пространство для продвижения поэзии и поэтического творчества

Интернет для поэтов становится все более актуальным средством коммуникации с читателями. Дорогостоящие книжные издания не только имеют проблемы организации распространения, хранения книг, но и весьма неудобны в использовании, с точки зрения современного человека: нет удобной системы поиска информации, невозможно мгновенно поделиться с друзьями понравившимся стихотворением, обсудить с автором свои мысли и переживания.

Обращаясь к вездесущему Интернету, как к средству коммуникации с читателем, автор сталкивается с рядом проблем, в основе которых лежит вечное противоречие между элитарным и массовым в искусстве. Многие современные поэты, признанные литературным сообществом, не могут в достаточной мере использовать Интернет как эффективный инструмент массовой коммуникации.

В связи с растущей популярностью Интернета как носителя информации, в том числе и для чтения поэзии, возникают вопросы:

  • Нужно ли в принципе продвигать настоящую поэзию в массы посредством Интернета
  • Нужно ли использовать Интернет для продвижения поэта и поэтического творчества
  • Нужно ли формировать в Интернете возможности для коммуникации авторов, читателей, критиков и экспертов.

Профессиональная литературная среда, которая создает условия для развития поэзии как искусства, может усомниться в том, что настоящая поэзия может стать более востребованной в массах благодаря новым технологиям и носителям информации. Но, несмотря на подобные сомнения, очевиден факт: пространство Интернета активно осваивается в поэтической тематике. Этот процесс сегодня хаотичен, бессистемен. 


Если этим процессом не управлять, то массовое общественное сознание будет насыщаться низкопробными образцами стихосложения не имеющими отношения к поэзии. В результате, настоящая поэзия окажется в нелицеприятном положении в Интернете. И сеять «разумное, доброе, вечное», пробуждать в людях «добрые чувства», влиять на культуру общества и служить благородной цели «сделать этот мир лучше» поэзии как искусству будет все сложнее и сложнее. Поэтому, профессиональная литературная среда должна задуматься о необходимости управления этими процессами, чтобы Интернет стал системным инструментом для развития у читателей понимания настоящей поэзии.

Сегодня существует множество интернет-ресурсов, где поэт может разместить свои стихи, создавать группы заинтересованных читателей, вести дискуссии. Поэты создают блоги, собственные сайты, где делятся с читателями своим творчеством.

Стратегически не выверенное использование поэтами социальных сетей, блогов, интернет сайтов, где нет разумных критериев публикации, приводит нередко к обесцениванию поэтического творчества. Обсуждение стихов часто превращается в неэтичную борьбу личностей, которые самоутверждаются за счет неконструктивной критики друг друга.

Большинство сайтов, где поэт сегодня может разместить свои стихи, пока не используют  современные социальные и интернет-технологии, которые способны создать реальную ценность для читателя, а  поэту помогут стать востребованным, собрать свою аудиторию и эффективно взаимодействовать с ней. Цели таких сайтов больше связаны со сбором интернет-тусовки, чем со служением культуре общества. Рейтинги поэтов в таких «избах-читальнях» не имеют отношения к реальной ценности поэзии автора, связаны лишь с факторами, отражающими сколько поэт заплатил за свое продвижение на сайте или сколько он потратил времени на привлечение читателей.  

«Журнальный зал» - это замечательный проект, который является сегодня главным ориентиром в мире настоящей литературы и поэзии. Но его цели и функциональность узко ориентированы на элитарную аудиторию и не предполагают коммуникацию с широкой аудиторией читателей.

Настоящая поэзия сегодня нуждается в новых технологиях коммуникации с читателем, которые позволят формировать вкус, культурные и эстетические предпочтения, потребность в обращении к поэзии у широкой аудитории.

Проанализируем некоторые характеристики интернет-аудитории любителей поэзии, чтобы понять, как эффективно использовать Интернет в продвижении поэтического творчества.

 Динамика интереса аудитории интернета к поэзии

Слово «стихи» является одним из самых популярных в русскоязычном Интернете.  Количество запросов этого ключевого слова в период с 2010 по 2012 год выросло почти в 3 раза: с 6 млн. запросов в месяц до 16 млн. (по данным Яндекс Wordstat).  При этом интернет-аудитория России за тот же период выросла менее чем в 2 раза - с 36 млн. чел. до 60 млн. чел. Темпы роста интереса к поэзии в России опережают темпы роста числа интернет пользователей.

Очевидно, что количество читателей поэзии в Интернете будет продолжать увеличиваться по двум причинам: в следствие роста уровня проникновения Интернета и числа пользователей, а также  в следствии того, что читатели все чаще будут использовать электронные носители для чтения стихов, и реже - бумажные книги и журналы.

Данные Google по динамике запроса «стихи» с 2004 по 2012 год.


Еще более высокая динамика наблюдается по слову «поэт» (по данным Яндекс Wordstat). Частотность запросов выросла более чем в 3 раза, значительно опережая темп роста интернет-аудитории.


Динамика запроса «поэт» по данным Google с 2004 по 2012 год.


Уровень интереса русскоязычных пользователей Интернета к теме «стихи» (16 млн. в мес.) сегодня намного выше, казалось бы, весьма популярных тем (по данным Яндекс):

  • «туры» - 4 млн. запросов в месяц,
  • «образование» - 4 млн. запросов в месяц,
  • «новости» - 9,6 млн. запросов в месяц,
  • «книги» - 13,4 млн. в месяц.

20% поисковых запросов со словом «стихи» по данным Google сегодня приходится на мобильные устройства. Требовательный читатель желает иметь стихи любимых авторов всегда под рукой, на своем мобильном устройстве, отправлять стихи друзьям по электронной почте и SMS.

2.  Самые популярные в поисковых системах запросы поэтической тематики

Группы основных популярных запросов, количество запросов в месяц.

ЗапросЯндексGoogleСумма
1стихи16057189612000022177189
2стихотворения211029233500005460292
3поэт10382744500001488274
4поэзия3662818230001189281
5лирика349809301000650809

ТОП-20 наиболее популярных запросов «как есть» (февраль-март 2012 года)

ЗапросЯндексЗапросGoogle
1поздравления +в стихах780424стихи про6120000
2стихи +с днем770716stihi5000000
3+с днем рождения стихи687915стих4090000
4стихи 2012595572со стихами3350000
5стихи +к 8574884стихи о любви550000
6стихи +к 8 марта569612стихи любви550000
7прощенное воскресенье стихи561724стихи про любви550000
8стихи любимому530550стихи про любовь550000
9стихи +о любви529224любовь стихи550000
10прикольные стихи441132стихи любовь550000
11поздравления +с 8 марта стихи389468про любовь стихи550000
12дитя стихи347987поздравления стихи368000
13поздравления +с марта +в стихах344563стихи поздравления368000
14поздравления +с 8 +в стихах343205стих про любовь368000
15стихи девушке334032стихи день рождения368000
16красивые стихи319230день рождения стихи368000
17красиво стихи319230любовь в стихах368000
18детские стихи317331любовь со стихами301000
19стихи +для детей266657стих день рождения301000
20стих коротко262701день рождение стихи301000

Таким образом, очевидно, что значительная часть аудитории обращается к стихам в связи с необходимостью поздравления близких и друзей, переживанием состояния влюбленности. Статистка отражает запросы в феврале-марте, поэтому наблюдается повышение интереса к традиционным праздникам этого периода. Такое обращение редко предполагает потребность в поэзии как искусстве. Однако, это обращение может стать отправной точкой увлечения поэзией, если читателю в момент актуализации потребности предоставить по-настоящему трогающие его душу стихи.

Некоторые характеристики интернет-читателя поэзии

Предпочтение поисковых систем

Большинство русскоязычных читателей поэзии предпочитают использовать поисковую систему Яндекс.



Однако, анализируя частотность групп запросов «стихи», «стихотворения», «поэт», «поэзия», «лирика», можно отметить, что запросы «стихотворения», «поэт» и «поэзия» пользователями Google набираются чаще, а запрос «лирика» сопоставим по частотности с аналогичными запросами в Яндексе. Это может характеризовать любителя поэзии, пользующегося Google, как более интеллектуального и искушенного читателя.

Какие действия совершают пользователи со стихами в Инетрнете (по данным Яндекс)

ЗапросЧастотность запроса
в мес.
1смс стихи97440
2скачать стихи88081
3читать стихи65486
4найти стихи25919
5стихи слушать17607
6смотреть стихи14523
7стихи видео14403
8стихи mp34771
9опубликовать стихи1842
10отправить стихи1575

Среди пользователей Интернета популярно отправлять стихи по СМС. Не менее популярно скачивать электронные книги стихов. Пользователи также читают стихи онлайн. Интересно, что наблюдается существенный рост популярности запросов "стихи слушать" и "смотреть стихи". Так частота запросов "стихи слушать" за последний год выросла в 3 раза, "стихи смотреть" - в 2 раза, "стихи видео" - в 3 раза.

География русскоязычных читателей поэзии

География русскоязычного интернет-пользователя любителя поэзии очевидна – преобладает регион Россия – 80% всех пользователей. В первую пятерку стран также входит Украина – 12%, Беларусь – 3%, Казахстан – 2,8% и США – 0,5%.

Географическое распределение по странам пользователей, набравших в поисковых системах Яндекс и Google поисковый запрос «стихи», за период 1 месяца.

Анализ частотности запроса «стихи» по городам и его региональной популярности  (ТОП-50 по данным Яндекс)

Всего показов в месяц: 16057189

ГородаПоказов в месяц

Региональная
популярность*, %

1Москва235444972.59
2Санкт-Петербург74967874.78
3Нижний Новгород568797129.15
4Екатеринбург449490116.95
5Новосибирск440780133.24
6Ростов-на-Дону353938120.54
7Киев34972264.97
8Уфа261379107.92
9Краснодар224875122.70
10Пермь218643117.87
11Самара215489106.64
12Красноярск214011110.48
13Челябинск206975107.73
14Казань205857100.57
15Воронеж203707110.95
16Саратов195578121.19
17Волгоград187127124.64
18Барнаул175883150.42
19Омск167652121.80
20Оренбург145321139.82
21Минск13344870.77
22Ставрополь131901135.27
23Иркутск131627117.49
24Тюмень120320108.90
25Донецк11724793.48
26Кемерово114302123.77
27Киров110191126.32
28Пенза109552121.08
29Ижевск105915104.84
30Ярославль10124298.50
31Белгород100841106.76
32Ульяновск97522131.61
33Харьков9504275.67
34Тула9414797.08
35Брянск91051109.77
36Липецк87174105.22
37Чебоксары86549108.13
38Рязань8331192.10
39Тольятти83224108.10
40Курган80024153.55
41Томск76998132.01
42Одесса7663191.91
43Владимир76416113.72
44Тверь75985106.08
45Курск75511107.35
46Днепропетровск7352281.76
47Хабаровск72594108.16
48Вологда72591117.37
49Тамбов69665119.40
50Смоленск68667110.36
* Региональная   популярность - это доля, которую занимает регион в показах по данному слову, деленная на долю всех показов результатов поиска, пришедшихся на этот регион. Популярность слова/словосочетания, равная 100%, означает, что данное слово в данном регионе ничем не выделено. Если популярность более 100%, это означает, что в данном регионе существует повышенный интерес к этому слову, если меньше 100% - пониженный.

Анализ региональной популярности запроса «стихи» свидетельствует о том, что в экономически развитых городах России общий интерес населения к поэзии ниже, чем в регионах, с менее развитой экономикой.

Некоторые рекомендации для поэтов по продвижению в Интернете 

  1. Поэт должен серьезно относиться к продвижению своего творчества в интернет-аудитории  60 миллионов человек, которые каждый месяц делают более 30 миллионов запросов в поисковых системах по поэтической тематике. Продвижение поэтического творчества в Интернете – неотъемлемая часть современного литературного процесса.
  2. Тратить время и силы нужно на продвижение персонального бренда поэта, а не на отдельные стихотворения и элементы творчества. Чтобы продвигать бренд, нужно вначале его сформировать.
  3. Сформулируйте вашу цель, миссию вашего поэтического творчества. Поймите, кому вы служите, ради чего  пишите стихи, кто ваш читатель. Вам нужно сиюминутное признание и восторг вашего окружения или вы пишете настоящую поэзию - на века? Постройте стратегию продвижения вашего бренда и только потом подбирайте подходящие интернет-инструменты его продвижения.
  4. Ценность бренда формируется и через признание профессиональным литературным сообществом, и через популярность у читателей. Иногда эти процессы пересекаются и взаимодополняют друг друга.
  5. Используя чужие интернет площадки-интеграторы поэтического контента, участвуя в поэтических интернет-сообществах, изучите репутацию площадок. Если репутация сайта не соответствует целям продвижения вашего творчества, не следует тратить на нее время.  Не используйте площадки с сомнительной репутацией.
  6. Если вы решились разместить свои стихи на площадке-интеграторе, учитывайте тот фактор, что вам придется тратить много времени на разные активности, чтобы ваша страница стала заметной среди сотен тысяч других авторов. Оцените целесообразность ваших временных инвестиций и соотнесите их с возможными результатами.
  7. Продвижение в социальных сетях может быть полезно для начинающих, молодых авторов. Но если вы считаете, что вы зрелый поэт-профессионал, решите для себя, как чрезмерная активность в социальных сетях повлияет на ваш имидж, на ваш персональный бренд. Вы серьезный, занятой человек? Или вы готовы тратить десятки часов в месяц на общение в социальных сетях? Вам решать, какой имидж ближе вашему персональному бренду.
  8. Помните, ваш бренд поэта формируется не только на ваших персональных страницах. Все ваши отзывы, комментарии в блогах и социальных сетях будут храниться десятки лет на сайтах и в памяти поисковых систем, откуда вы не сможете ничего удалить. Прежде чем затевать дискуссию, делать резкие оценочные суждения, вспомните об этом.  Вы хотите стать известным и признанным поэтом? Тогда решите, стоит ли вашей карьеры поэта рисовка и демонстрация своей принципиальности перед сотней читателей вашего блога.
  9. Публикации в литературных журналах, как правило, сопровождаются интернет-публикациями. Это серьезное портфолио для поэта. Ссылки на такие публикации должны присутствовать на тех площадках, где бывает ваша целевая аудитория. Используйте это для усиления вашего бренда.
  10. Собственный видеоканал позволит "оживить" стихи, размещать видеоролики на различных интернет-ресурсах.
  11. Важная площадка для продвижения вашего бренда – это ваш персональный сайт. Не стремитесь самостоятельно создать «что-нибудь» в Интернете на бесплатной и ущербной по функциональности системе управления сайтом. Сделайте сайт настолько профессионально, насколько это соответствует уровню вашего профессионализма в поэзии. Инвестируйте в свой сайт, а не тратьте время на развитие чужих площадок. Относитесь к созданию сайта как к изданию книги, тираж которой будет ежедневно и непрерывно увеличиваться при разовом вложении.  Чтобы читатели могли найти ваш сайт, необходимо системно заниматься его продвижением.
  12. Электронные книги и мобильные приложения сегодня не так просто создать для поэта. Но если у вас есть такая возможность, не упустите ее. Будущее за контентом для мобильных устройств. Этот рынок демонстрирует активный рост.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ>>>

Об авторе:

Алла Носкова, генеральный директор Группы проектов JobsMarket и Рекламной сети AdFocus. Автор и разработчик крупнейшего в России портала по дополнительному профессиональному образованию http://www.edu.jobsmarket.ru/ , job-сайта http://www.jobsmarket.ru/. Автор социальных проектов «Деньги на обучение EduMoney», конкурс грантов на обучение «Мечты сбываются! - Гранты», туристического конкурса «Мечты сбываются! – Отдых». Лауреат конкурса PEOPLE INVESTOR-2011 , получила премию от Ассоциации менеджеров России за социально ответственный подход к бизнесу. Спонсор поэтического конкурса «Заблудившийся трамвай» имени Н.С.Гумилева.
Окончила Львовский политехнический институт, факультет психологии и факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Более 10 лет психологической практики, 16 лет в менеджменте.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ>>>


  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments